пятница, 13 ноября 2015 г.

Доклад Б.А.Бахметьева 1911 год



Б.А. Бахметев (1880-1951) 
С 1905 г. преподавал в СПбПИ прикладную механику и курс гидротехнических сооружений.
Профессор с 1913 г. Вел курсы гидравлики и утилизации водных сил.
В 1921 г. эмигрировал в США. где создал гидравлическую школу.
Профессор Б.А. Бахметев скончался 22 июля 1951 г. близ Нью-Йорка.
«С1917 по 1922 г.г. Б.А. Бахметев был послом России в США от Временного Правительства.
Американское гражданство принял в 1931 г.
Данная брошюра издана к 100-летию Порожской ГЭС, старейшей работающей станции России.
В брошюру вошли:
репринтное издание доклада автора проекта Порожской
гидроэлектростанции - инженера путей сообщения, адъюнкта кафедры прикладной механики Санкт-Петербургского Политехнического Института Императора Петра Великаго (СПбПИ), - Бахметева Бориса Александровича, сделанного им на XIII съезде русских деятелей водных путей сообщения;
письменные пояснения автора проекта, данные им строителям станции;
фотографии строительства станции и завода ферросплавов;
сообщение об окончании строительства станции и завода;
список предприятий-участников строительства;
краткая информация о персоналиях.
Естественно, что ограничения, связанные с объемом брошюры не дали возможности дать больше информации о прошедших событиях, но редакции надеется, после окончания изучения архивов, в ближайшее время вернуться к детальному описанию событий прошлых лет.
Редакция будет также благодарна всем желающим представить дополнительные материалы поданной теме.
Мы надеемся восстановить память о русских инженерах и предпринимателях, незаслуженно забытых после Октябрьского переворота 1917 г.
Научный редактор издания,
Почетный энергетик,

Член Европейской Ассоциации Малой энергетики (ESHA)

Б.М. Енов



Инженеръ Путей Сообщенія Б. А. Бахметевъ. 
Преподаватель СПБ. Политөхническаго Института Императора Петра Великаго.





ГИДРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА на рѣкѣ «Саткѣ». 
Докладъ ХIII Съѣзду русcкихъ дѣятелөй по воднымъ путямъ въ 1911 г.



С.-ПЕТЕРБУРГЪ.

Паровая Скоропочатня М. М. Гутзаца. Шпалерная, 26.

1911.



Лѣтомъ 1910 года пущенъ въ ходъ первый, насколько мнѣ извѣстяо, въ Россіи спеціално электрометаллургическій заводъ. принадлежащей «Уральскому Электрометаллургическому Товариществу» и предназначенный для выплавки ферросплавовъ (феррохрома, ферросилиція и т. д.). Гидравлическая установка этого завода, использующаго энергію рѣки Сатки, исполнена по проекту автора; краткое ея описаніе составляет, предметъ настоящаго доклада. 
Заводъ расположенъ приблизительно въ 18 верстахъ къ сѣверу отъ ст. Бердяушъ Самаро-Златоустовской желѣзной дороги, въ мѣстноств, гдѣ рѣка Сатка передъ выходомъ въ степь и впаденіемъ въ рѣку Ай течетъ въ глубокомъ, окаймленномъ хребтами «Уары» и «Чулковымъ», ущельи, въ скалистыхъ, крутыхъ, порой почти отвѣсныхъ, берегахъ, состоящихъ изъ весьма твердыхъ песчанниковъ и кварцитовъ, залегающихъ въ видѣ мощныхъ, почти горинонтальныхъ, съ неболышимъ наклономъ вдоль рѣки, пластовъ.
Породы эти, совершенно обнаженный въ рѣчномъ руслѣ, на болѣе пологихъ склонахъ ущелья покрыты слоемъ растительной земли, по которому растетъ лѣсъ.
Осмотръ местности (май 1908 г.) показалъ, что нанболѣе раціональной и удобной схемой нсподьзованія энергіи является сосредоточеніе напора путемъ сооруженія высокой каменной водосливной плотины, подпирающей рѣку въ предѣлахъ всего заарендованнаго участка, и устройство электрической станціи непосредственно у плотины. Благодаря этому расположенію, съ одной стороны очень упрощается установка; съ другой стороны, получается весьма значительной поверхности прудъ-водохранилище, позволяющее улавливать избытки воды во время паводковъ и тѣмъ самымъ значительной увеличить средній полезно использованный расходъ воды; отсутствіе водоподводящихъ каналовъ позволяетъ указанное регулировавіе расхода, связанное съ значительными колебаніями уровня воды въ прудѣ, производить безъ всякихъ затруднений.
Первоначально имѣлось въ виду построить просто водосливную глухую плотину съ отмѣткой ребра +15 метровъ надъ условнымъ горизонтомъ низкихъ водъ, принятымъ за 0. При этомъ отмѣтка гребня плотины (15 мөтровъ) получалась изъ того соображенія, чтобы наибольшій подъемъ воды во время самыхъ сильныхъ паводковъ не превосходилъ 17.50 метровъ надъ уровнемъ низкихъ водъ, принятыхъ за 0. Впослѣдствіи было рѣшено увеличить нормальный подпоръ еще на 2 метра и довести нормальный подпорный горизонтъ до +17 метровъ, надстроивъ надъ основной глухой массивной плотиной разборчатую часть.
Общее расположеніе и устройство сооружөній изображено на чертожѣ I. На чертежѣ II изображенъ профиль основной водосливной части плотины (а), а также береговой водонапорной части (б). Какъ видимъ (чер. I), основная часть плотины въ руслѣ рѣки Сатки расположена въ планѣ по дугѣ круга радіусомъ 100 метровъ. Разборчатая часть состоитъ изъ шести раздѣленныхъ каменными быками отверстій, длинною соотвѣтственно: два по 10 метр. (типъ «А»); одинъ въ 4.5 метр (типъ «В»); три по 12 метр. (тип. «С»), закрываемыхъ щитами, болѣе подробно описанными ниже и изображенными на черт. III, IV и V. Отверстія эти обезпечиваютъ пропускъ высокихъ водъ при отмѣткѣ вөрхняго бьефа +17.00 въ количествѣ 400 куб.м/сек При повышеніи уровня въ прудѣ до 17.50, расходъ черезъ отверстія доходить до 550 куб.м/сек. Отверстіе типа А упирается непосредственно въ водонапорный бассейнъ (д), (черт 1) [1]) расположенный уже внѣ русла на естественной площадкѣ, образуемой профилемъ скалы въ мѣстѣ сооружения плотины. Отъ водонапорнаго бассейна идетъ водонапорная часть плотины (черт. 1 (в) черт. 2 (б), врѣзывающаяся въ покрывающій скалу слой земли и доведенная до пересѣченія плоскости верхняго края водонапорной части плотины (+18,50) съ естественнымъ грунтомъ. Около водонапорнаго бассейна, съ верховой стороны плотины, естественный склонъ обдѣланъ подъ откосъ 1:3 и покрытъ мостовой.
Массивная часть плотинны построена изъ каменной кладки на цемонтномъ растворѣ, при чемъ средняя часть плотины клалась на растворѣ-1:3 1/2; части же, непосредственно примыкающая къ верхней водѣ, на толщину около метра, на растворѣ 1:2. Швы но окончании сооружения, предварительно расчищенные, раздѣлывались растворомъ 1:1. Для достижtнія еще большей непроницаемости обращенная къ пруду поверхность плотины покрыта особымъ соcтавомъ изъ асфальта и гудрона. Водосливная поверхность клалась изъ особенно крупныхъ камней съ болѣе тщательной пригонкой и приколкой послѣднихъ. Подошва плотины, для предохранөнія отъ разрушенія падающей водой, обдѣлана на американскій манеръ въ видѣ «завитка».



Особое вниманіе было придано основанію. Для обезопасенія противъ скольженія массивъ плотины былъ врѣзанъ въ основную породу на глубину до 1,6 метровъ, при томъ дно было обдѣлано въ видѣ ряда «зубьевъ». Соединеніе массива плотнны съ дномъ производилось особенно тщательно. Согласно техническимъ условіямъ*), послѣ тщательной очистки и промывки дна и задѣлкп всѣхъ щелей и трещинъ цемөнтнымъ растворомъ съ расщебенкой, дно обильно смазывалось кистью или поливалось жидкнмъ растворомъ изъ чистаго цемента; послѣ этого по дну разсыпался слой раствора (1:2) толщиною 10 сант.; на подготовленной такимъ путемъ поверхности уже начиналась кладка массива плотины, при томъ въ фундаментной части растворъ брался 1 : 2 ½  Для дальнѣйшаго обезопасенія оть возможности фильтраціи черезъ щели и трещины кварцита передъ плотиною, по ея окончаніи, была насыпана отсыпка изъ глинисто-песчанаго грунта. Что же касается самого профиля плотины, то послѣдній былъ полученъ въ результате обычнаго статическаго разсчета, предполагая отмѣтку воды въ прудѣ +18. Наибольшія напряженія, вычисленныя согласно М. Lеvy, не превосходятъ 6 клг./кв. сt Возможная разгрузка швовъ проникающею въ швы каменной кладки водою не была принята во вниманіе. Уменьшеніө устойчивости, происходящее отъ этого явленія, было учтено приняіемъ нѣсколько уменьшеннаго вѣса единицы объема кладки, а кромѣ того принятіемъ профиля нѣсколько болѣе тяжелаго противъ «предѣльнаго* («предѣльнымъ» мы называемъ профиль, у котораго линія давленія проходить на одной трети сѣчөній). Устойчивости, кромѣ того, способствуетъ не въ малой мѣрѣ и сводчатость плотины.
При проэктированіи разборчатой части были приняты во вниманіе прежде всего сильные и притомъ весьма быстро наступающіе паводки, характеризующіе рѣку Сатку; во вторыхъ возможность при Уральскомъ суровомъ климатѣ встрѣтиться съ необходимостью пропускать черезъ плотину значителіныхъ размѣровъ глыбы льда. Сообразно этому было сдѣлано два отверстія довольно значительнаго (по 10 метровъ) пролета съ весьма быстро и легко управляемыми щитами Устройство этихъ щитовъ (тип. «А») ясно изъ чертежа (III). Деревянная обшивка каждаго изъ щитовъ (всего въ проkетѣ два щита по 5 метровъ длины) опирается нf рядъ продольно расположенныхъ Z’овъ. Послѣдніе въ свою очередь опираются на двѣ подвѣшенныя на особыхъ шарнирахъ (о) фермы (ф). Давленіе воды передается черезъ шарниръ на мостъ (м); (схему моста см. чертежъ I), при этомъ горизонтальная составляющая давленія воды воспринимается устроенной соотвѣтственно въ видѣ фермы проѣзжей частью моста, вертикальная же составляющая обращенной къ нижнему бьефу фермой моста. Равнодѣйствующая давленія воды и вѣса щитового затвора, проходитъ весьма близко отъ центра шарнира и моментъ ея относительно центра 0 - весьма малъ. Какъ видно изъ чертежа вѣсъ щита отчасти еще уравновѣшонъ противөвѣсомъ. Благодаря этому для подъема щита стальнымъ канатомъ (к) требуется сравнительно небольшое усиліе. Изъ чертежа ясна схема устройства подъемныхъ механизмовъ. Отмѣтимъ лишь, что, сцѣпивъ ручки лебедокъ, одинъ рабочій безъ труда въ нѣсколько минутъ можетъ одновременно поднять оба щита, открывъ такимъ образомъ отверстіе пролетомъ въ 10 метровъ при 2-хъ метровой глубинѣ. Вѣсъ металла въ пролетѣ (включая щиты, мостъ и крѣпленія) около 500 пудовъ. Детали а и б (черт. III) изображают устройства, коими обеспечивается непроницаемость можду щитомъ и стѣнкой, а также и посрединѣ между щитами. Какъ видимъ, непроницаемость достигается тонкими гибками желѣзными листиками (1 1/2 мм. толщины), скользящими по поверхности быка или сосѣдняго щита.
Отверстіе типа «В», черт. IV, имѣетъ отмѣтку гребня водослива 12,75. Такое пониженіе вызвано стремленіемъ имѣть возможность спускать ледъ. вѣтви и другія плавающія тѣла при самыхъ низкихъ рабочихъ горизонтахъ, когда прудъ спущенъ на четыре метра (до отмѣтки +13). Т. О. полная высота щитового затвора 4,25 м. при пролетѣ въ 4,50 м. Чтобы избѣжать излишне высокихъ быковъ или особой металлической надстройки для подвѣса щитовъ, щиты устроены по высотѣ двойные. Оба щита моталлическіе изъ 30 сант. двутавровыхъ балокъ, обшитыхъ желѣзныыи листам» въ (5 мм. толщиною. Сравнительно небольшія давленія, приходящіяся на верхній щитъ (а) позволили по просту опереть его черезъ посредство особой полосы (с) на обдѣлку выемки быка. Наоборотъ, значительное давленіе, приходящееся на нижній щитъ (в), ври подобномъ устройстве вызвало бы слишкомъ значительныя силы тренія при передвиженіи щита, и потребовало бы соотвѣтственво слишкомъ значитөльныхъ подъемныхъ усилій. Для уменьшенія тренія нижній щитъ (б) поставленъ на колеса (d).


Щиты, подвѣшенвые на стальныхъ канатахъ, кромѣ того частью уравновѣшены.
Водонепроницаемость между верхнимъ щитомъ (а) и стѣнкой быка достигается очевидно сама собою плотнымъ соприкосновеніемъ полосы с къ обдѣлкѣ впадинъ. Водонепроницаемость между нижнимъ щитомъ и стѣнкой достигается опять таки путөмъ гибкой пластинки (n). Устройство, обезпечивающее водонепроницаемость между обоими щитами, изображено на особой детали (с). Плотность обезпечивается особой гибкой пластинкой (d) прижимаемой давленіемъ воды къ деревянной обдѣлкѣ щита (f). На свободному концѣ пластины (d) ямѣется полоска (к), поддерживаемая рядомъ вертикальныхъ полосокъ (е). 
Вѣсъ металла въ обоихъ щитахъ, служебныхъ мостикахъ для крѣплөнія подъемниковъ, обдѣлкѣ быковъ и проч.- 450 пудовъ.
Типъ «С». Остальныя три отверстія (по 12 метровъ пролетомъ) перекрываются щитовыми затворами особенно простого устройства. Здѣсь имѣлось въ виду ограничиться затворами медленно дѣйствующими, которые разбираются сравнительно рѣдко во время пропуска весеннихъ водъ либо какихъ либо исключительныхъ паводковъ. Устройство ясно изъ черт. (V). По серединѣ пролета поставлена неподвижная фермочка (а), на которой поверху положены два швеллера (е). Къ этимъ швеллерамъ снизу подвѣшенъ валъ 0 (черт. V в). Этотъ валъ можетъ поворачиваться посредствомъ рычага (р.) и тяги (т.), приводимой въ движеніе особымъ передвижнымъ катающимся по рельсам подъемнымъ механизмомъ. Каждый шестиметровый пролетъ между фермой и быкомъ раздѣленъ 20 сант. двутавровыми балками на 4 пролета по 1.5 метровъ каждый. Нормально (чер. V в) эти балки (f) опираются вверху на брусъ (m), внизу же въ особыхъ прорѣзахъ (k) въ брусѣ (n) на порогъ изъ Z образнаго желѣза (положеніе I). Балки эти посредствомъ шарнира (с) и особаго рычага также подвѣшөны на валѣ 0. При поворотѣ вала точка привѣса балокъ  C поднимается; вмѣстѣ съ нею поднимается и вся балка, нижній конецъ ея тѣмъ самымъ освобождается, и балка цѣпью (ц) можетъ быть поднята и подвѣшена подъ мостикъ въ положеніи II. Обратная постановка балки на мѣсто производится безъ труда поворачиваніемъ вала въ обратную сторону, удерживая при этомъ балку въ вертикальномъ положеніи поcредствомъ особой придѣданной къ верхнему концу ея ручки. Въ пазы между сосѣдними балками, а также между балками и фермой и быками, вставляются одинъ на другой три простыхъ деревянныхъ щита на манеръ щитовъ Вoule. Щиты эти ставятся и вынимаются особой подвижной лебедкой.
Устройство  это крайне дешево: всего 200 пудовъ металла на 12 метровый пролетъ глубиною въ 2 метра, включая ферму, мостикъ, балки, обдѣлку и крѣпленіе. Особенность и отличіе затвора, типа, «С» отъ большинства стоечныхъ плотинъ главнымъ образомъ въ томъ, что стойки подымаются по төченію воды, а не противъ послѣдняго. Благодаря этому обезпечивается возможность безъ затрудневій поднять стойки и освободить пролетъ при напорѣ льда и пр. Очевидно, нормальный порядокъ открытія плотины требуетъ предварительнаго вынутія всѣхъ щитовъ и затѣмъ уже подъема стоекъ, очевидно также, что необходимое для исполненія всѣхъ этихъ операцій время достаточно велико. Чтобы обезпечить возможность и при внезапномъ наступленіи исключительнаго паводка быстро открыть плотину и пропустить воду, всѣ приспособленія, служащія для поворачиванія вала 0, построены съ такимъ разечетомъ, чтобъ, хотя-бы съ повышенными противъ нормальныхъ напряженіями, можно было бы поднять балку и освободить ее изъ за порога и не вынимая предварительно щитовъ. Очевидно, во этомъ случаѣ, который надо разсматривать какъ совершенно исключительный, освобожденныя балки повернутся и откроютъ отверстіө сами собой подъ напоромъ воды, въ худщемъ случаѣ придется потерять сравнительно дешево стоящіе щиты. На чертежѣ VI изображены водонапорной бассейнъ, а также въ трехъ проекціяхъ генераторная cтанція. Вода изъ водонапорнаго бассейна подводится къ тюрбинамъ по желѣзной склепанной изъ 8 мм. листовъ трубѣ (Т) діаметромъ въ свѣту 2200 мм. Передъ входомъ въ трубу поставлена рѣшетка р. Входъ въ бассейнъ закрывается деревянными щитамъ (щ). Какъ видно изъ чертежа, рѣшетка расположена такимъ образомъ, что верхъ ея всегда покрытъ водой. Это расположение было принято съ цѣлью обезопасить рѣшетку отъ промерзанія; последнее значительно облегчается, если, какъ обычно устраивается, верхъ рѣшетки высовывается изъ воды, соприкасается съ холоднымъ воздухомъ и служить проводникомъ холода. Кромѣ того, съ цѣлью по возможности избѣжать какого-бы то ни было проникновенія льда и другихъ плавающихъ тѣлъ къ рѣшеткѣ, верхнее ребро входнаго отвөрстія въ камеру расположены на 0.75 м. ниже самаго низкаго предполагаемаго уровня воды въ прудѣ. Общее расположеніө и устройство станціи ясно изъ чертежа. Какъ видно, на станціи предусмотрѣно мѣсто для установки двухъ главныхъ генераторныхъ тюрбинъ (изъ нихъ въ настоящее время установленъ пока одинъ аггрөгатъ, № II) и одной возбудительной. Установленная генераторная тюрбина мощностью въ 800 лошадиныхъ силъ при напорѣ 15 -17 мет. и при 375 оборотахъ въ минуту представляеть изъ себя, сдвоенную тюрбину Фрэнсиса быстроходнаго типа (такъ называемое характеристичное число оборотовъ кn -250) въ цилиндрическомъ закрытомъ кожухѣ съ двумя расположенными по бокамъ всасывающими трубами. Тюрбина непосредственно соединена съ низковольтнымъ альтернаторомъ, токъ отъ котораго передается въ электрическія печи расположеннаго вблизи завода.
Тюрбина возбудителя (75 лош. силъ при 500 оборотахъ) обыкновеннаго «спиральнаго» типа.
Обѣ тюрбины снабжены автоматическими регуляторами новѣйшаго типа; послѣдніе такъ называемые - «изодромные», отличающіеся тѣмъ, что у нихъ полная устойчивость достигается одновременно съ неравномѣрностью равною нулю, благодаря чему регуляторы при всѣхъ нагрузкахъ держать строго одно и то-же число оборотовъ.
Тюрбины и регуляторы изготовлены заводомъ Briegleb Hansen & Сo Gotha, электрическая часть - заводомъ Brown Воvегі.
Что касается мөталлическихъ частей плотины и трубопровода, то послѣдніе изготовлены заводомъ «Бари» въ Москвѣ; подъемныя приспособленія щитовъ построены заводомъ «Гутманъ» въ Москвѣ.



Скажемъ еще нѣсколько словъ относительно постройки плотины. Послѣдияя была начата лѣтомъ 1908 года и раздѣлена была на два пөріода. Лѣтомъ 1908 года была забрана въ перемычку лѣвая половина рѣки и построена соотвѣтственная часть плотины, а также водонапорный бассейнъ. Перемычка состояла изъ ряда козелъ, связанныхъ продольными лежнями, на которыя наколачивался шпунтовый досчатый настилъ, возможно плотно пригоняемый ко дну. На нѣкоторомъ разстояніи отъ основанія настила устраивалась каменная «банка»; между послѣдней и настиломъ плотно затрамбовывалась глина, чѣмъ и обезпечивалась непроницаемость основанія. На фиг. (7) перемычка изображена во время постройки. Водоотливъ свободно поддерживался центробѣжнымъ насосомъ, приводимымъ въ дѣйствіе нефтявымъ двигателемъ. Постройка этой части плотины велась и зимою въ теплякѣ. Въ нижней части плотины оставлены были два отверстія для пропуска воды въ теченіе второго строительнаго періода (лѣто 1909года), когда въ перемычку была взята вторая, правая половина рѣки. Перемычка эта была построена въ общемъ по тому же типу что и первая. Въ виду значительнаго подпора съ верховой плотины пришлось лишь сдѣлать ее двойной, въ видѣ двойного настила съ промежуточной набивкой глиной; въ части-же, непосредственно примыкающей къ теченію, ряжевой. На фиг. 8 изображено состояніе работъ въ серединѣ лѣта 1909 года. Къ концу года всѣ каменныя работы, а также зданіе станціи, были готовы осенью же 1909 года приступлено было къ монтировкѣ разборчатой части плотины и трубопровода. Осенью этого же года одно изъ отверстій, оставленвыхъ въ плотинѣ, было вовсе задѣлано, такъ что всю зиму рѣка шла однимъ отверстіемь. Второе отверстіе было закрыто и вода поднята въ первыхъ числахъ апрѣля 1910 года непосредственно передъ наступленіемъ весөннихъ водъ. Фигура 9 изображаетъ установку непосредственно вслѣдъ за подъемомъ воды. Фиг. 10 изображаетъ плотину съ переливающимися черезъ нее весенними водами нисколькими днями позже.
Какъ было указано, заводъ былъ пущенъ въ ходъ лѣтомъ 1910 года. Къ этому-же времени былъ закончөнъ монтажъ разборчатой части. Никакихъ серьезныхъ затрудненій и остановокъ, связанныхъ съ льдомъ или неудовлетворительнымъ дѣйствіемъ гидротехничөскихъ соруженій, до сихъ поръ не наблюдалось. Стоимость устройства на установленную лошадиную силу (по установка второго агрегата) опредѣлится нѣсколько ниже 300 рублей. 




Пояснительная запкска къ проекту гидроэлектрической станціи на рѣкѣ Саткѣ
Генераторная станція расположена, на лѣвомъ берегу рѣки Сатки нѣсколько ниже плотины за природнымъ уступомъ скалы. Наружный край машинного зала, имеющаго размѣры 14 х 28 мөтровъ, выдвинут въ рѣку на 4.метpa отъ береговой скалы, на остальном протяженiи поперекъ зданія скала снята, такъ что образована площадка ~ 10 х 30 мөтровъ, на которомъ и расположена соответственная часть станціи. 
Къ главному машинному зданію пристроены 1) поvѣщеніе для распредѣлительнаго устройства, конторы и сѣней и 2) помѣщенія для главнаго трубопровода см.черт. 6. Оба эти помѣщенія расположены по верху береговой скалы.
Станція спроектирована для установки трехъ гpyпп, состоящихъ изъ однофазныхъ гөнераторовъ, непосредственно соединенныхъ посредством эластичныхъ муфт съ сдвоенными тюрбинами мощностью въ- 500 л. с. каждая при 15 метрахъ напора и кромѣ того для одной группы въ 40 л.с. состоящей изъ спиральной тюрбины и генөраторовъ постояннаго и перемѣннаго тока.
Общее расположенiе машинъ вполнѣ явствуетъ изъ чөртөжөй 1, 2 и 3. Въ поясненіе считаю нужнымъ указать лишь следующее: Водоотводящіе каналы, идущіе вдоль оси каждой группы вырубаются въ скалѣ, при чемъ на протякеніи - отъ всасываищихъ трубъ до конца береговой скалы имъ придается сѣченіе: ширина 2,2 метра, глубина ниже уровня низкихъ водъ 2 метра.
ПРИМѣЧАНИЕ:   размѣры, принимая во вниманіе характер работъ (приблизительные). Начинал отъ обрѣза береговой скалы каналы постепенно увеличивающая по ширинѣ, но уменьшаются по глубинѣ, такъ что при выходѣ изъ зданія они имѣютъ сѣченіе (нике уровня низкихъ водъ) 3х1,5 метра. За предѣлами зданія станцій каналы продолжаются въ виде постепенно уширяющейся и постепенно сведенной на нѣтъ выемкѣ въ днѣ рѣки, при чемъ выемкѣ этой надо давать такіе размѣры чтобы она была не меньше 4 mh для каждой отдѣльной тюрбины, и 10 по соединенiи отдѣльных каналов для всѣхъ трехъ тюрбинъ вмѣстѣ. (см. схемат. черт. 6).
При производствѣ работъ, по окончаніи вырубки каналовъ подъ зданіемъ станцій и обдѣлки стѣнъ и дна цементнымъ растворомъ, канал перекрываютъ соотвѣтственнынми  сводами, а на послѣднихъ въ свою очередь сооружаются машинные фундаменты по чөртежамъ, представляемымъ фирмами.
Своды проще всего класть изъ бетона 1:3:5, фундаментъ 1:4:8.
Что касается стѣнъ зданія, то ниже пола предположена каменная кладка на цементномъ растворѣ, (или бетонъ) выше    пола кирпичная     (или каменная) на извести.
Вышина пола, какъ видно изъ чертежей принята 4,5 метра выше уровня низкихъ водь. Принимая во вниманіе, что во время паводка лѣтомъ, 1908 г. когда расходъ води увеличился въ 60 разъ    противъ нормальнаго: вода поднялась - всего на 2 - 2,30 метра, таковое поднятіе пола надо считать вполнѣ достаточнымъ. Во всякомъ случаѣ для предохранөнія углубленія подъ генераторомъ  отъ проникновенія сырости во время высокихъ водъ, рекомендуется особенно тщательно оштукатуривать (растворомъ 1:1)  снизу соотвѣтственную часть свода.
Водоотводные каналы ограничены снаружи станцій небольшими бычками, въ которыхъ предусмотрены пазы для закладки шандоръ, въ случаѣ необходимости осмотра или ремонт соотвѣтственныхь водоотводныхъ камеръ. Для обслуживанія по этимъ бычкамъ положенъ деревянный мостик. Выходъ и спускъ на этотъ мостикъ предположенъ черезъ окно-дверь А, (см. черт. 2 и 6). Этой двери при даны весьма значительные размѣры (4,5х3,5) имѣя въ виду черезъ нее втащить въ зданіе станціи тяжелыя и громоздкія машыныя части, доставленныя по рѣкѣ зимою. 
Часть пола располокеннаго надъ вырубленном скалой представляетъ въ видѣ бетоннаго или плиточнаго пола уложеннаго по небольшой подсыпкѣ изъ земли. Въ части же, гдѣ станція расположена внѣ береговой скалы полъ устроенъ (черт. 4) слѣдующимъ образомъ. Пространства между стѣнами ограждающими каналы перекрыты легкими бетонными сводами; сверху сдѣлана засыпка землей, по которой и кладется полъ. Тутъ же вдоль всей станціи идетъ каналъ для прокладки кабелей отъ альтернаторов къ распределительной доскѣ.
Для монтажа и ремонта предусмотрѣнъ ручной мостовой кранъподъемной силой въ 5 тоннъ (ротор генератора вѣситъ 4 тоннъ, съ валомъ и возбудптелемъ считаешь до 5 тоннъ). Высота нижняго края балки крана надъ поломъ установлена въ 6 метровъ. Соотвѣтственно съ этямъ въ зависимости отъ того, какъ окончательно будетъ устроенъ путь и принявъ во вниманіе конструкцію крана надо будетъ расположить обрѣзъ стѣны. (на черт. прибл. 5,5 м. выше пола, при чемъ путь предположенъ въ видѣ рельса, укрѣпленнаго на продольномъ дерөвянномъ лежнѣ приболченномъ къ стѣнѣ болтами и рядомъ ершей).
Распределительная доска расположена въ особомъ помѣщеніи, пристроенномъ къ зданію сверху по теченію и расположенномъ на верху береговой скалы. Въ этомъ помѣщеніи сѣни п контора. За распределительной доской оставлено достаточно мѣста для приборовъ высокаго напряженія; для этой же цѣли можетъ служить второй этажъ названной пристройки. Изъ сѣней выходъ на платформу распределительной доски и лѣстницы ведущей въ машинный залъ.
Второю пристройкою является помѣщөніе для трубопровода. Наружная стѣна этой пристройки снизу на высоту 1 аршинъ одѣлана изъ камня затѣмъ продолнена изъ бревенъ. Каменная часть (на цементномъ растворѣ) имѣетъ цѣлъю собирать и отводить воду, стекающую по поверхности скалы съ прилежащихъ возвышенностей. Въ названныхъ цѣляхъ необходимо устроить стокъ воды и дальше за предѣлами пристройки.
Отъ главнаго трубопровода ведутъ отростки, подводящіе воду къ каждой тюрбинѣ. Для пропуска ихъ въ стѣнѣ оставляются отверстія 2.40 метра діаметромъ. Въ отростках установлены поворотные запорные клапаны, приводимые въ дѣйствіе снизу посредствомъ простой червячной передачи (см. черт. 1).  Для предварительнаго наполненія тюрбины водой предусмотрѣны вокругъ клапановъ особые отводные трубопроводы из трубъ съ вентелемъ приводимымъ въ дѣйствіе снизу. Кромъ того, чтобы отводить во время ремонта неизбѣжно просасывающуюся черезъ клапанъ воду предусмотрѢна особая отводка 4» труба закрывающаяся простымъ поворотнымъ краномъ. 
Для выпуска воды и грязи изъ главнаго трубопровода предусмотрена особая спускная труба (см. чертеж) 10» діамөтромъ съ вентелемъ.
Вентиль установленъ въ пристройкѣ; труба выводится за его првдѣлы и устраивается соответственный спускъ. Устройство соединенiя съ спиральной тюрбиной и отводка водъ отъ неяясны изъ чертежей.
Что касается порядка производства работъ, то въ нынѣшнемъ году я полагалъ бы возможнымъ вывести стѣяы, поставить крышу, прорубить отводние каналы и перекрыть ихъ сводами. Для послѣдней работы желательно во всякомъ случаѣ имѣть чертежъ устанавливаемыхъ машинъ, иначе могутъ выйти недоразумѣнія, напримѣрь со всасывающими трубами.
Устройство фундаментовъ, пола и т.д. можно производить и въ холодную пору; нагрѣвъ помѣщеніе до 5-6°тепла.
Желательно было бы установить также кранъ до прибытія машинъ. Имѣя въ виду значительные вѣса отдѣльныхъ частей генератора (до 5 тоннъ), работать безъ мостового крана представляется болѣе чем затруднительнымъ; надо думать, что стоимость крана легко покроется сбереженіями на монтажѣ и ремонтѣ.
Окончательные размеѣры каналовъ для кабелей и помещенія для распределительнаго устройства надо выяснить по соглашенію съ электрическими фирмами. Пока отверстіе для доски можно оставить открытымъ и имъ воспользоваться для втаскивані машинъ в залъ, если окажется что сверху удобнѣө подвезти машины чѣмъ снизу В послѣднемъ случаѣ дверь - окно А (большихъ размѣровъ) явится излишнимъ и вмѣсто него достаточно поставить окно нормальнаго размѣра съ небольшой дверью для выхода на помостъ.
Въ части машиннаго зала, примыкающей къ  распределительной доскѣ со стороны рѣкн имѣется достаточно места для расположения станковъ необходимыхъ для ремонта.

 

п/п
Наименование
Характеристики
Фирма-
изготовитель
Год
изготов
ления
Завод-
ской
номер
Правопреемник
изготовителя
Веб-сайт

1.
Радиально-осевая горизонтальная гидротурбина № 1
Р-560 кВт h=15 м 0= 4mЗ/сек d колеса = 0,69 м
Briegleb, Hansen & Со Gotha, Germany
1909
320
Завод закрыт в 1932 г. в связи со смертью хозяина


2.
Масляный регулятор скорости
375 об/мин


368



3.
Высокоскоростной однофазный генератор Na 1
Р=560 кВа 80 вольт 9400 ампер
G. Brown, Bravery & Co Baden, Schweiz

25140
ABB Group

4.
Генератор возбуждения обмотки








5.
Радиально-осевая горизонтальная гидротурбина № 2
Р= 750 кВт h=15M Q= 8мЗ/сек
Завод № 3 им. М.И. Калинина Москва, СССР
1933
156
ОАО «Лопастные гидравлические машины»

6.
Масляный регулятор скорости
375 об/мин
Leoberedorfer Maschinenfabriks - A.G. Leobersdorf bei Wien, Austria
1929
619
Leobersdorf ег Maschinenfabrik GmbH & Co. KG

7.
Высокоскоростной однофазный генератор №2
Р=750 кВа 80 вольт 9400 ампер
Ленинградский электромеханический завод «Электросила» Ленинград, СССР

203170
ОАО Силовые машины

8.
Генератор возбуждения обмотки

-





9.
Радиально-осевая горизонтальная гидротурбина № 3
Р=50 кВт h=15м
Briegleb, Hansen & Со Gotha, Germany
1909
3208
Завод закрыт в 1932 г.


10.
Масляный регулятор скорости

КМ6Э-ЛМЗ Ленинград, СССР
1943
-
ОАО Силовые машины

11.
Высокоскоростной однофазный генератор № 3
Р=50 кВа Ѵ=220В
Сафоновский опытный электротехнический завод Сафоноео, СССР
1970
14892
ОАО «Сафоновский электромашиностроит ельный завод»

12.
Генератор возбуждения обмотки







13.
Мостовой кран с ручным приводом
0= 5тн
Альфредь Гутманъ и Ко Москва, Россия
1909

ОАО «Московский завод автоматических линий»
14.
Лебедки подъема сегментных затворов






15.
                               
Металлоконструкции
затворов
           
Строительная контора инженера А.В. Бари


ЗАО «ЦНИИПСК им. Н.П. Мельникова»
















Лица, принимавшие участие в строительстве Порожской ГЭС и завода ферросплавов. 
Бари, Александр Вениаминович, (1847-1913) учился в Цюрихе, в 1870 году окончил курс Политехникума, получил диплом инженера-строителя. Приняв американское гражданство, устроился работать на одном из мостостроительных заводов в Детройте. Позже Александра Вениаминовича пригласили в техническую контору Филадельфии.
В 1875-1876 годах А. В. Бари принимает участие в конкурсе на лучший павильон Всемирной выставки (Филадельфия), посвященной 100-летию независимости Северо- Американских Соединенных Штатов. Итог - Гран-при и Золотая медаль. На выставке он встречает делегацию из России, в состав которой входил В. Г. Шухов. Эта встреча положила начало будущей совместной творческой деятельности двух выдающихся инженеров в России.
В 1877 году Александр Вениаминович с семьей перебирается в Петербург, а затем в Москву, оставаясь гражданином США. В 1880 году он основывает фирму «Строительная контора инженера А. В. Бари», куда на должность главного инженера и технического директора приглашает В. Г. Шухова. Фирма оказывала широкий спектр технических услуг - от составления проекта до его воплощения в реальный объект - и вскоре приобрела всероссийскую известность.
После Октябрьского переворота семья Бари эмигрировала в США, фирма А. В. Бари была национализирована и преобразована в организацию «Стальмост» (в настоящее время ЗАО «ЦНИИПСК им. Н.П. Мельникова»), а мандат на её управление получил В. Г. Шухов. 
Бахметьев, Борис Александрович, родился 20 июля 1880 г. (по некоторым данным 1 мая 1880 г.) в Тифлисе. Был усыновлен инженером - технологом Александром Павловичем Бахметьевым. Закончил в 1898 г. Первую Тифлисскую городскую гимназию с золотой медалью и поступил в Институт Инженеров Путей Сообщения Императора Александра 1. За отчет о летней практике «Работы по сооружению Симплонского тоннеля» был награжден Советом Института. По окончании Института осенью 1903 г., по совместному решению Электротехнического, Кораблестроительного и Инженерно-строительного отделений СПб Политехническаго Института Императора Петра Великага, с согласия Министерства Финансов и Торговли был командирован для приготовления к преподавательской деятельности на 1 год в Европу, где обучался гидравлике в Цюрихском Политехникуме, и на 1 год в США, с оплатой годовых стипендий 1500 руб. и 2450 руб. соответственно.
По возвращении из-за границы, в 1905 году был назначен старшим лаборантом по кафедре гидравлики СПбПИ Императора Петра Великаго. Летом того же года женился на слушательнице Санкт-Петербургскаго Женскаго Медицинскаго Института Сперанской Елене Михайловне.
В 1907 г. был избран преподавателем курса «Гидротехнические сооружения» на Электромеханическом отделении СПбПИ Императора Петра Великаго, а с 1910 г. преподавателем курса гидравлики (общего и дополнительного) на Инженерно- Строительном отделении Института. В 1912 г. защитил диссертацию на звание адъюнкта прикладной механики и в том же 1912 г. был избран экстраординарным профессором кафедры прикладной механики по отделу гидравлики и гидротехнических сооружений.
Помимо преподавательской и научной деятельности Б.А. Бахметев активно занимался консультационной и проектной деятельностью. Он состоял членом «Комиссии по электрогидравлической описи водных сил России М.П.С.», членом «Высочайше утвержденной, состоящей при Министерстве Юстиции, Комиссии по выработке закона о водном праве».
Особенно хочется отметить, что Б.А. Бахметев в последней комиссии был представителем от Императорского Русскаго Техническаго Общества, непременным членом которого он состоял по VI (Электротехническому) отделу.
С 1914 г. проф. Б.А. Бахметев активно участвует как член Правления в работе «Петроградского общества электропередач силы водопадов», положившего основы и проектные предложения на реках Днепр, Суна, Волхов и многих других, которые были использованы после Октябрьского переворота в известном плане ГОЭЛРО.
С началом Первой мировой войны Б.А. Бахметев командируется на работу в Красный Крест, в госпиталь, расположившемся в зданиях общежитий СПбПИ, но уже в августе 1915 г. его направляют в распоряжение Центрального Военно- Промышленного комитета в США, где он работает до 10 января 1917 г.
8 марта 1917 г. Б.А. Бахметева назначают Товарищем (Заместителем) Министра Промышленности и торговли Временного Правительства, в июне 1917 г. - послом России в США.
Октябрьский переворот он не принял и активно помогал белому движению. После Раппальского договора ушел в отставку и занялся предпринимательской деятельностью.
Но уже в 1931 г., после принятия американского гражданства, он становится профессором Колумбийского университета по курсу гидравлики, издает несколько монографий (некоторые переведены на русский язык), избирается членом (почетным членом) ряда престижных американских Академий. Он активно участвовал в деятельности Республиканской партии США, поддерживал многие печатные издания, оказывал моральную поддержку и финансовую помощь эмигрантам из России. Основал Фонд помощи русским студентам.
Умер Борис Александрович Бахметев близ Нью-Йорка 21 июля 1951 г. 
Мордвинов, Александр Александрович, (1887-1950), граф, крупный землевладелец, являясь поклонником автомобилизма и энтузиастом автоспорта, содействовал его развитию в России.
Неоднократный участник и организатор многих отечественных соревнований, на гонках журнала «Автомобиль» 24.05.1909 на Волхонском шоссе под Санкт- Петербургом установил российский рекорд скорости автомобиля - 131,5 км/час, пройдя одну версту на автомобиле «Опель» 120 л.с. за 29,2 с.
Во время Первой Мировой войны - флигель-адъютант, полковник. Участвовал в церемонии отречения царя Николая II от престола. 
Мордвинова, Екатерина Александровна, (?-?), графиня, была известна своей благотворительностью. Содержательница ночлежного приюта: в 1910-м в приюте проживало 10 мальчиков в возрасте до 9 лет. 
Фон- дер- Ропп, Феликс Теофилович, (?-?) барон, надворный советник, состоял в распоряжении Горного Департамента. 
Шуппе, Александр Филиппович, (?-?), закончил Горный Институт в 1880 г.
Коллежский секретарь с 1883 г., С 1879 по 1890 г.г. находился под негласным надзором полиции. В 1885 состоял по Главному Горному Управлению с откомандированием в Морское министерство для технических занятий на Адмиралтейских Ижорских заводах, затем прикомандирован к Горному Департаменту, назначен на Кусинский завод (Уфимской губ.) смотрителем. 
С 1895 - надворный советник, управляющий Златоустовского завода, Златоустовской оружейной и Князе-Михайловской сталелитейной фабрик. В 1897 г. по Главному Горному Управлению откомандирован на Волжский стальной завод в Саратове.
В 1914 - председатель правления Товарищества «Магнезит», член правления Уральского Электрометаллургического Товарищества. 
Шухов Владимир Григорьевич, (1853-1939). В 1876 году В.Г. Шухов с отличием окончил Императорское Московское Техническое Училище (ИМТУ), получив диплом инженера-механика. По окончании ИМТУ, В.Г. Шухов побывал на Всемирной выставке в Филадельфии, где его привели в восторг многочисленные технические новинки. В.Г. Шухов посетил также машиностроительные заводы в Питтсбурге и изучил организацию американского железнодорожного транспорта.
Вернувшись из Америки в Петербург, В.Г. Шухов становится проектировщиком паровозных депо железнодорожного общества Варшава - Вена. Спустя два года (1878 г.) Шухов перешёл на работу в фирму инженера и предпринимателя Александра Бари, с которым познакомился во время поездки в США.
В 1880 году В.Г. Шухов стал главным инженером конструкторского бюро А.В. Бари в Москве. Его инженерный талант выразился в многочисленных изобретениях, на основе которых строились резервуары, перекрытия, мостовые конструкции, буровые скважины и трубопроводы, гиперболоидные водонапорные башни, газгольдеры, опоры магистральных трубопроводов, краны и многое другое. Наиболее известной в мире конструкцией В.Г. Шухова стала 150-метровая сетчатая гиперболоидная радиобашня на Шаболовке.
С 1927 г. В. Г. Шухов - член-корр, а с 1929 г. - почетный член Академии наук СССР.

От редакции:

Сжатое время и объем издания не позволили нам основательно описать столетие успешной работы Порожской ГЭС, упомянуть все предприятия и лица, принимавшие участие в её строительстве и строительстве завода ферросплавов, а также их эксплуатации.
Но собранные нами за короткое время из разрозненных источников материалы дают нам право уверить читателя, что в следующее издание будут включены все собранные и проверенные нами материалы, описывающие уникальный для России, и не только для России объект и лиц, его создававших и поддерживающих его успешную работу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий